Небесные покровители Санкт-Петербурга

История Санкт-Петербурга богата и уникальна. Всего лишь в нескольких километрах от города произошла Невская битва. И с самого начала его основания Петр I понимал необходимость поддержки свыше для своего великого начинания.

АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА

И первое, что было основано — это Александро-Невская лавра. В краеведческих изданиях часто пишут, что Невский монастырь заложил сам Пётр I. В июле 1710 года, осмотрев место у впадения Чёрной речки (нынешняя Монастырка) в Неву, царь издал приказ строить здесь монастырь, в распоряжение которого было выделено 5000 кв. саженей по обоим берегам Невы, угодья в Олонецком крае, а также был приписан богатый Валдайский Иверский монастырь со своими вотчинами.

Пётр I, посетив вновь устроенный монастырь 29 мая 1723 года, повелел перенести мощи князя Александра из владимирского Рождественского монастыря в новую столицу. Останки князя прибыли в Санкт-Петербург 30 августа 1724 года, в память о чём в календарь Русской церкви был введён новый праздник «Перенесения мощей благоверного князя Александра».

В 1930-х годах на территории упразднённой Лавры разместились разнообразные мастерские, городская станция переливания крови и другие госучреждения, числом до 17-ти: аэроклуб, физкультурное общество «Спартак», овощехранилище, ЦНИИ «Прометей», а также общежития. На основе монастырского некрополя был создан Государственный музей городской скульптуры. Сюда свозили уникальные надгробия с других городских кладбищ, предназначавшихся со временем к уничтожению.

В 1957 году были возобновлены богослужения в Троицком соборе, ставшем приходским. Мощи святого Александра Невского были возвращены в собор 3 июня 1989 года. Возрождение монашеской жизни в стенах лавры было начато в 1996 году.

Среди почитаемых чудотворными икон Троицкого собора лавры выделяется переданная из Русского музея в 1988 году икона Параскевы Пятницы, происходящая из села Ильеши.

ОБИТЕЛЬ св. ИОАННА РЫЛЬСКОГО на КАРПОВКЕ

В 1899 на своей родине в селе Сура о. Иоанн Сергиев (впоследствии — св. прав. Иоанн Кронштадтский) основал Иоанно-Богословскую общину. Община была очень бедна, поэтому о. Иоанн решил приобрести в столице участок земли для подворья. В том же году он получил в дар небольшой участок земли на р. Карповке. Весной 1900 о. Иоанн освятил место для подворья.

Обитель была заложена в сентябре 1900 и уже через 2 года построена. Были возведены два храма: главный, верхний, Двенадцати Апостолов, и нижний, во имя прп. Иоанна Рыльского (небесного покровителя св. прав. Иоанна Кронштадтского).

Сразу после октябрьского переворота началось планомерное закрытие монастырей и подворий. 20 августа 1923 инокиням и послушницам обители (около 200 человек) было предписано в двухнедельный срок покинуть монастырь. 1 марта 1926 вход в усыпальницу о. Иоанна был замурован. Почти все монахини Иоанновского монастыря в начале 1930-х были арестованы и приговорены к ссылке в Казахстан.

Долгое время помещения монастыря были заняты квартирами, общежитием, швейным цехом, лабораториями. И лишь в 1989 власти вернули обитель Церкви, а 14 июня 1990, через несколько дней после своего избрания на престол, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II прибыл в Ленинград, чтобы совершить прославление праведного Иоанна Кронштадтского в лике святых. В тот же день был открыт доступ верующих в усыпальницу. 3 ноября 1997 в крипте, рядом с гробницей св. прав. Иоанна Кронштадтского, были погребены мощи первой настоятельницы обители схиигум. Ангелины, перенесенные с Никольского кладбища Александро-Невской Лавры.

После возобновления обитель сначала служила подворьем Пюхтицкого женского монастыря, а в 1991 подворье обращено в самостоятельный Иоанновский ставропигиальный монастырь.

КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ

На Петроградской стороне в Санкт-Петербурге на улице Лахтинской в 2019 году был освящен храм в честь святой блаженной Ксении Петербургской. По одному из предположений на этом месте находился дом, в котором жила Ксения Петербургская со своим мужем.

Ксения Петербургская (настоящее имя Ксения Григорьевна Петрова) православная юродивая дворянского происхождения, жившая в Санкт-Петербурге. Канонизирована в лике святых 6 июня 1988 года

Документальные сведения о её жизни отсутствуют, первые публикации народных преданий о ней относятся к 1840-м годам. Отца её звали Григорием, а имя матери неизвестно. По достижении совершеннолетия Ксения Григорьевна сочеталась браком с придворным певчим — Андреем Фёдоровичем Петровым. Жила с супругом, достигшим чина полковника, в Санкт-Петербурге в доме, находившимся либо в начале улицы, впоследствии названной по имени её мужа — «Андрея Петрова» (с 1877 года — Лахтинская улица)

После внезапной кончины мужа 26-летняя Ксения избрала тяжёлый путь юродства. Она пожертвовала дом мужа одной из своих знакомых, облачилась в его одежды, отзывалась только на его имя и говорила, что он жив, а Ксения умерла. После того как одежда мужа от времени истлела, она стала одеваться в красную кофту и зелёную юбку, либо в зелёную кофту и красную юбку, а на босых ногах носила рваные башмаки. Многие предлагали ей теплую одежду и обувь, но блаженная Ксения не соглашалась ничего брать

Милостыню блаженная Ксения также не принимала, беря только копейки, которые затем раздавала. Целыми днями она бродила по улицам Петербурга, иногда заходила к своим знакомым, обедала у них и беседовала с ними. Долгое время было неизвестно, где она проводила ночи. Затем было выяснено, что она в любое время года и погоду проводила ночи в поле, где в коленопреклоненной молитве находилась до рассвета, делая земные поклоны на все четыре стороны.

Также ночью блаженная Ксения носила кирпичи для строящегося храма на Смоленском кладбище. Она предрекла кончину императрицы Елизаветы Петровны и Иоанна Антоновича. Своим даром прозорливости она помогала людям в их жизненном устройстве и спасении души. Особенное благополучие посещало тех, кому блаженная Ксения что-либо давала.

Блаженная Ксения провела в юродстве 45 лет и скончалась в самом начале XIX века. Она была погребена на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга. Люди, почитавшие блаженную Ксению, разбирали землю с её могильного холма. Холм насыпали несколько раз. Позже на месте холма была положена каменная плита, которую также разбирали по камушкам. В третьей четверти XIX века на этом месте была построена маленькая часовня. Часовня Святой Ксении Блаженной — ныне действующая православная часовня в Санкт-Петербурге.

МАТРЕНУШКА-БОСОНОЖКА

В 1814 году в деревне Ванино Костромской губернии в семье крестьянина Щербинина родилась дочка названная Матроной.

О детских годах её ничего неизвестно. Замуж она вышла за мещанина города Костромы Егора Мыльникова. Семья имела свой домик и бакалейную лавочку. Во время турецкой войны 1877-1878 гг. муж её был призван в армию, Матронушка отправилась вместе с ним на фронт. Она была сестрой милосердия. Уже тогда её смиренная душа, которая получила от Бога великий дар сострадания, проявилась в полной мере. Она помогала всем, как могла, всё своё мизерное содержание раздавала бедным солдатам.

После гибели на войне мужа, Матрона решила всю свою оставшуюся жизнь посвятить Богу. После того как закончилась война, Матрона вернулась в Кострому, продала имущество, деньги раздала нищим и отправилась странствовать, наложив на себя обет юродства Христа ради, с того момента и до самой своей смерти (в течение 33 лет) она ходила только босиком. Даже зимой Матронушка носила легкую летнюю, обязательно белую одежду.

Последние 30 лет своей жизни Матронушка провела в Санкт-Петербурге, жила она сначала на Петербургской стороне, а затем 16 лет – у часовни во имя Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Босая зимой и летом, в лёгком белом одеянии, с посохом в руках часто молилась она у Скорбященской часовни.

Несколько тысяч человек каждый год посещали блаженную Матронушку, прося её о молитвенной помощи в болезнях, скорбях житейских и самых разнообразных нуждах. Она излучала любовь и тепло, была прозорлива, молитва её, по воле Господа, имела огромную силу. Она принимала всех, утешала, давала советы, молилась вместе со страждущими. По её молитвам избавлялись от тяжкого недуга алкоголики, сохранилось много описаний случаев чудесных исцелений. Люди, имеющие какую-либо серьёзную нужду, получали необходимое, помолившись вместе с ней Господу Богу. Многих людей Матронушка предупреждала о грозящей опасности. К её словам внимательно прислушивались.

Получая иногда в дар большие средства, Матронушка тут же раздавала их обездоленным беднякам, посылала пожертвования в бедные приходы и монастыри, а также покупала Евангелия и иконы, которыми благословляла приходящих к ней людей.

С начала 1909 года Матронушка стала готовиться к смерти. Каждое воскресенье в течение последних двух лет жизни она причащалась Святых Таинств и несколько раз соборовалась. В начале марта 1911 года она почувствовала сильное недомогание и слабела на глазах. К концу месяца старица сказала: «Вместе с водой и льдом уйду от вас».

Известно, что Матронушку высоко чтила царская семь. Великая княгиня Елизавета Фёдоровна, узнав о кончине блаженной старицы, долго плакала. По её распоряжению был прислан на могилу венок.

Старица тихо почила 30 марта 1911 года, когда на Неве начался ледоход. День похорон Матронушки-босоножки совпал с Вербным воскресеньем. Примечательно, что литургию, в день похорон, совершал священник Петр Скипетров, ставший через несколько лет первым петроградским новомучеником.

ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР

С самого основания нашего города его защищают апостолы Пётр и Павел. Посвящённый их имени храм стал усыпальницей русских императоров. Петропавловский собор Санкт-Петербурга возводился в 1721–1733 годы, но погребения в нем производились еще раньше. В северном приделе нынешнего собора у дверей, ведущих в великокняжескую усыпальницу, помещены бронзовые доски над предполагаемым местом захоронения сына и четырех малолетних дочерей Петра I и Екатерины. В январе 1716 года у входа в собор, на месте будущего придела Святой Екатерины, было предано земле тело царицы Марфы Матвеевны — вдовы царя Федора Алексеевича, единокровного брата Петра. Потом под недостроенной колокольней появилась третья усыпальница, где была похоронена принцесса Брауншвейгская-Люксембургская Шарлотта — супруга несчастного царевича Алексея, скончавшаяся вскоре после родов сына — будущего императора Петра II. В последние дни июня 1718 года, в присутствии Петра I, рядом было предано земле и тело ее замученного мужа. Позднее в Петропавловском соборе упокоилась и Мария Алексеевна — сестра Петра I.

Но ранг императорской усыпальницы Петропавловский собор обрел только после смерти Петра I, скончавшегося рано утром 28 января 1725 года от тяжелой болезни, обострившейся после простуды. 13 февраля 1725 года набальзамированное тело императора было выставлено в траурном зале: Петр лежал в фобу, одетый в парчовый зеленый камзол, украшенный брабантскими кружевами, в сапогах со шпорами, со шпагой и орденом Андрея Первозванного. Сорок дней страна прощалась с Петром Великим, а между тем в начале марта умерла младшая его дочь — Наталья Петровна, и ее гроб был поставлен рядом.

Петропавловский собор тогда еще не был достроен, поэтому в нем наскоро возвели временную деревянную часовню, стены которой покрыли черным сукном.

Постоянную усыпальницу Петру I соорудили лишь в 1731 году, а еще через два года Петропавловский собор был освящен. Гроб с телом императора предали земле у его южной стены, и с этого времени собор становится усыпальницей членов русской императорской фамилии. Здесь похоронены почти все русские императоры и императрицы, кроме Петра II и императора Иоанна VI.

Петр I покоится в двойном гробу: внешнем — дубовом и внутреннем — металлическом, запаянном. Рядом с императором погребены его ближайшие родственники и преемники, в том числе и императрица Екатерина I.

После Октябрьской революции судьба Петропавловского собора складывалась трагично. В конце 1918 — начале 1919 года у Васильевской куртины происходили массовые расстрелы заложников. Затем его закрыли, а в самой крепости разместился отряд Красной армии. По предположению в течение трех лет после этого были разрушены гробницы в великокняжеской усыпальнице, а царские захоронения вскоре вскрыли чекисты, искавшие в них сокровища. Врачи настолько искусно забальзамировали тело императора, что он лежал как живой, во весь свой огромный рост. Правая рука его покоилась на эфесе шпаги, одет император был в зеленый мундир полковника Преображенского полка. Очевидец вскрытия впоследствии вспоминал, что у Петра было гордое лицо, обрамленное темными кудрями. При снятии крышки гроба руки императора неожиданно задвигались, и это было такое грозное зрелище, что комиссары в кожаных куртках кинулись к выходу, давя друг друга и роняя факелы.

ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР 

Храм во имя св. Исаакия Далматского задуман еще Петром I, день рождения которого приходится на день памяти этого святого. Нынешнему собору предшествовали три храма, оказавшиеся недолговечными. 9 июля 1819 в присутствии Императора Александра I был заложен новый собор по проекту арх. О. Монферрана, самый высокий в городе (101, 5 м) и самый вместительный (в нем может молиться одновременно до 14 тыс. человек). Строительство длилось почти 40 лет.

Для подъёма колонн были построены специальные леса, состоявшие из трёх высоких пролётов (для больших портиков) или одного пролёта (для малых), образованных вертикальными стойками, перекрытыми балками. В стороне были установлены 16 чугунных во́ротов-кабестанов, на каждом из которых работало по восьмеро человек. Колонну обшивали войлоком и циновками, обвязывали корабельными канатами и вкатывали в один из пролётов лесов, а концы канатов через систему блоков закрепляли на кабестанах. Рабочие, вращая во́роты, приводили монолит в вертикальное положение. Установка одной 17-метровой колонны весом 114 тонн занимала около 40—45 минут. Монферран в своих записях отмечал, «что деревянная конструкция лесов… столь совершенна, что при всех сорока восьми установках колонн ни разу не было слышно даже простого скрипа».

Освящен 12 июня 1858 во имя св. прп. Исаакия Далматского митрополитом Григорием как кафедральный собор. В 1928 закрыт и спустя 29 лет собор открыт как музей-памятник, охраняемый государством. В 1992 принято решение о совместном использовании собора верующими и музеем. Храм имеет три престола: центральный – во имя св. Исаакия Далматского; левый придел – св. Александра Невского; правый – св. Екатерины. Особо чтимая святыня – список Тихвинской иконы Божией Матери.

СОБОР СВЯТОГО АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО

В 1724 году Пётр I у шведского архитектора Никодемуса Тессина-младшего заказал проект Андреевской церкви, которую предполагали построить на стрелке Васильевского острова. Тессину выдвинули условие: храм должен был напоминать собор Святого Павла в Лондоне и иметь 427 футов (130 м) в длину. Тессин выполнил этот проект и в 1725 году, не приезжая в Россию, предоставил проектные чертежи церкви. Была изготовлена её модель, но осуществить замысел не удалось из-за внезапной кончины Петра.

В сентябре 1732 года в Синод поступило прошение сенатора, обер-секретаря Ивана Кириллова, поддержанное прочими жителями Васильевского острова, настоятельно просивших об освящении новопостроенной церкви. Прошение было рассмотрено более внимательно, и Святейший Синод рассудил:

«… в Петербурге во имя святого апостола Андрея Первозванного церкви не имеется, а понеже ордена того святого апостола Андрея в Российской империи имеется кавалерия, которую сама ея императорское величество государыня императрица Анна Иоанновна, самодержица всероссийская, полагая на себе, носить изволить, также по всемилостивейшему ея императорского величества указу, многие знатные обретающими в России и в службе ея императорского величества особы, господа министры, генералитет и придворные высшие чины тоя кавалерии ношением удостоены. Чего для, в день того св. апостола, как в церемониальном чиноположении объявлено, а именно: ноября 30-го числа, бывает публичное церемониальное торжество, и прилично святейшему синоду показалось вышепомяненную церковь освятить во имя св. апостола Андрея Первозванного»

Сюда из обветшавшей деревянной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, находившейся на Петербургском острове, в Посадской слободе, был перенесён иконостас; средства на облачения и утварь пожертвовала императрица Анна Иоанновна. 8 октября 1732 года она была освящена во имя святого апостола Андрея Первозванного.

В 1745 году в ограде собора появилась памятная плита с надписью на грузинском языке. К 1905 году эта плита была вделана в наружную стену близ главного входа Трёхсвятительской церкви.

Русскоязычная часть плиты:

«Любезные братья мои, я была в этом преходящем мире дочь кахетинского князя, обер-гоф-маршала Нодара Джарджадзева и получила при святом крещении имя княжны Гуки. Божиею волею, я была в супружестве за князем Грузинским, первого разряда майором Эдишером Эмирахваровым и провела жизнь с ним в сердечном согласии. Лишившись отечества и своего имения, я прибегла в землю иностранную и перешла от Мира сего в столичном городе Петербурге, 28 марта (8 апреля) 1745 года, на 37 году моей жизни. Иностранка, я, купив на деньги свои это место для моего приличного погребения, положена в землю, в церкви святого апостола Андрея, не оставив детей, которые молились бы за меня. Отцы и братья любезные, видя гробницу чужеземной грешницы и камень, покрывающий меня, молитесь Господу за меня, дабы Он вам простил грехи ваши»

После этого следует надпись на грузинском языке:

«На сем месте погребена грузинскаго полку господина майора князя Елиска Потапевича Амилиаварова, супруга ево княгиня Гука Нодаровна, которой от рождения было 38 лет, а преставися в нынешнем 1746 году месяца марта 29 числа.»ДОМ св.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *