Кронштадт: как здесь был построен первый ледокол

Первый ледокол в мире был построен в легендарном Кронштадте. Это произошло 22 апреля 1864 года, когда винтовой пароход «Пайлот» впервые вышел на пробу за гавань и прошёл по большому и малому рейдам, однако толщина льда ещё не позволяла лёгкому пароходу значительно удаляться от острова Котлин.

27 апреля 1864 года газета «Кронштадтский вестник» писала: “Большое удобство для публики, желающей ехать в Петербург и для приезжающих оттуда, доставляет винтовой пароход «Пайлот» почетного гражданина Бритнева, который ходил до настоящего открытия навигации три раза в день с пассажирами в Ораниенбаум”

 

Немного истории

Кронштадт один из немногих в мире городов – островов. Сегодня его с берегами Финского залива объединяет дамба, по которой проложена скоростная магистраль. Путь от Дворцовой площади до центра Кронштадта займет чуть больше часа.
А когда-то сюда добирались на лодках, зимой на санях. И в межсезонье, если лед был недостаточно крепким для саней и слишком опасным для судов, попасть на остров Котлин было практически невозможно.

Проблему смог решить инженер судостроитель Михаил Бритнев. Он срезал носовую часть своего судна на 20 градусов к линии киля. Таким образом, оно ложилось на лед и за счет собственной тяжести кололо его, расчищая дорогу.

22 апреля 1864 года из Кронштадта в Ораниенбаум отправился первый в мире ледокол «Пайлот». Позже именно по чертежам Бритнева стали строить суда в Германии, США, Дании, Швеции.

С тех пор прошло больше ста пятидесяти лет, теперь дорогу во льдах прокладывают атомные ледоколы, но принцип работы остался прежним. Меняется лишь проходимость. «Пайлот» мог расколоть лед толщиной в несколько сантиметров, современные корабли не боятся метровых препятствий.

«Пошли по ровному льду. Идем-идем, но что-то не очень. Время было, остановились, трап спустили, пошли – метр сорок. В документах написано метр, а я вам говорю, что я сам колол метр сорок», – рассказал второй помощник капитана ледокола «Капитан Сорокин» Алексей Задвидский.

Сейчас Российский ледокольный флот самый мощный в мире. Больше пятидесяти судов: от маленьких речных, до огромных арктических.

Кронштадт основан Петром Великим, как надежные морские ворота Петербурга. Первые форты он начал строить здесь в 1703 году, а после окончания строительства спустя 20 лет город превратился в неприступную крепость, надежно защищавшую город. Его расположение идеально подходило для развития морского дела.
Остров окружают форты, но просто так до них не доплыть. Помимо них в рамках экскурсии вы увидите крепость Кронштадт, дамбу, Петровские доки, пушки времен Екатерины II, гавань порта с кораблями ВМФ, Итальянский дворец – старейшую постройку города. Незабываемые впечатления оставит Адмиралтейство Кронштадтское, которое заняло почти четверть всей территории Кронштадта; казармы и стены крепости, Гостиный двор. А Кронштадтский футшток, который вы увидите, был избран как эталон, определяющий нулевую высоту, иначе говоря – уровень Балтийского моря.
И, конечно же, Морской Никольский собор, который, несомненно, является “визитной карточкой” Кронштадта. Его строительство шло практически одиннадцать лет (с 1902 по 1913 год). Создавая проект главного Кронштадского храма, архитектор Косяков взял за основу Собор Святой Софии в Константинополе. Сегодня Морской Никольский собор предстает во всей своей красе и величии благодаря четырехлетней реставрации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *